Оптовая и розничная торговля алкоголем переживает очередные изменения — введение ЕГАИС 3.0. С 1 марта 2018 года начался так называемый переходный период, когда оптовики и магазины должны внедрить обновленный стандарт учета поставленных и реализованных бутылок с алкогольными напитками. О том, зачем это делается и что потребует от бизнеса, - в нашей статье.
Суть ЕГАИС 3.0 — в помарочном учете акцизных марок на алкогольную продукцию.
Это следующий шаг после версии 2.0, в которой ведется серийный учет акцизных марок. Их количество соответствует числу бутылок в выпущенной партии. В учете это отображается в виде привязанного диапазона кодов и общего количества, поэтому по отдельной акцизной марке можно сказать, к какой поставке она относится, но нельзя определить, какой именно код ей соответствует.
За пару лет эксплуатации ЕГАИС 2.0 обнаружилась весьма неприятная для розницв особенность. Из-за серийного присвоения кодов, одна и та же бутылка по учету могла быть либо продана несколько раз, либо находиться на остатках сразу в нескольких точках продаж. Таким образом, там, где конкретная акцизная марка всплывала второй и последующий раз, проверка делала вывод, что продукция контрафактная. Розничные предприятия были вынуждены разбираться с каждым таким случаем и оправдываться.
ЕГАИС 3.0 создан с целью усилить контроль за счет более детализированного учета, т.е. за счет привязки каждой акцизной марки к конкретной бутылке. Из-за этого неизбежно расширен круг ответственных: к производителям, импортерам и оптовикам требования по учету теперь предъявляются к розничной торговле и общепиту.
С 1 марта многие поставщики уже переходят к работе с ЕГАИС 3.0 и готовят отчетность о произведенном или импортированном алкоголе, в обязательном порядке указывая штрих-коды с наклеенных акцизных марок. Этот же перечень кодов должен появиться и во всех накладных, которые будет передавать поставщик своим клиентам.
Розницу и общепит обязали:
Важно, что ЕГАИС 3.0 не позволит продавцу поставить на баланс бутылку, код которой уже отмечен на остатках другой организации.
С 1 июля 2018 года начнется фаза промышленной эксплуатации ЕГАИС 3.0, когда помарочный учет станет единственным правомерным способом учета. В переходный период Росалкогольрегулирование пообещало не наказывать участников рынка за ошибки и недочеты. Также пока разрешено списать те марки, которые числятся на остатках в нескольких организациях.
Придется вести учет по новым правилам. Практически это выглядит так.
1. Обновляем программное обеспечение. Универсальный транспортный модуль, работающий с ЕГАИС необходимо обновить до версии 3. Также обновите программу 1С, в которой ведется учет операций с алкогольной продукцией.
После обновления во входящих накладных ЕГАИС появится новое поле, в котором будут показываться коды акцизных марок. Также они будут отображаться при постановке на баланс и списанию по пересортице.
2. Проводим сверку акцизных марок на остатках и на каждой новой партии алкоголя. Ответственность за то, что вы продаете, лежит в первую очередь на вас, и при любом несоответствии в ЕГАИС, спросят сначала с конечного продавца. Поэтому важно проверять, совпадает ли алкоголь привез оптовик, с акцизами в накладной. А с ЕГАИС 3.0 это становится обязательной процедурой.
Вот, к примеру, есть поставка алкоголя, она сопровождается агрегированным штрих-кодом, который говорит, что в поставке (коробке, палетте) есть такие-то акцизные марки. Расформировывая поставку при приемке нужно будет считывать код каждой бутылки.
Если для маленького магазинчика или кафе, где поставки до 15-20 бутылок за раз, это терпимый процесс, то магазину среднего размера, супермаркету и тем более специализированному алкомаркету это доставит огромные хлопоты. А ведь срок в 3 дня на постановку алкоголя на баланс никто не отменял.
Для ускорения проверки акцизных марок нужно использовать разные устройства, оснащенные двумерным сканером. Для этих целей может подойти даже смартфон, не говоря о ручном сканере. Однако, они справятся с небольшим количеством товара, несколько десятков бутылок. Но при работе с регулярными поставками и партиями неизбежны промедления, «зависания», а значит, потерянное время и нервы работников.
Самым подходящим для работы по требованиям ЕГАИС 3.0 решением является терминал сбора данных (ТСД). Это мобильный компьютер со встроенным сканером штрих-кода. Для сканирования в него нужно загрузить товарные накладные из ЕГАИС и поочередно сканировать акцизные марки. Такая проверка занимает совсем немного времени, примерно по 3-5 секунд на 1 бутылку. При этом, акцизы, которых не было в ТТН, сразу же распознаются программой ТСД.
После проведения проверки данные выгружаются с терминала в 1С (некоторые программы позволяют делать это в режиме онлайн).
Проверка акцизов - это одна из функций ТСД, он разработан для выполнения задач инвентаризации данных о товарах на складе и в магазине. На устройство устанавливаются различные программы для управления товарным процессами. Приложения могут взаимодействовать с любой системой товароучета, что делает процесс инвентаризации и проверки удобным и информативным.
Необходима подробная информация о терминалах сбора данных во Владивостоке, их подключению к программам учета и эффективной работе по требованиям ЕГАИС 3.0? Звоните нам по тел.: +7 (423) 2000-215, 2000-214.