В сентябре 2016 года был проведен глобальный опрос более 30000 потребителей из 63 государств Европы, Америки, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона, приобретающих товары на онлайн-площадках. Основной целью данного исследования по данным компании Nielsen стало выявление сильных и слабых сторон торговли через специализированные магазины.
Универмаги и супермаркеты – относительно новое явление в сфере торговли. Задолго до их появления реализация товаров производилась в небольших лавках и магазинчиках, специализировавшихся на продаже той или иной продукции: хлеб – в пекарнях и кондитерских, мясо и молоко – на мясных и молочных фермах, овощи и фрукты – на базарах и рынках. Однако, современный ритм жизни в больших городах требовал изменения сложившихся форматов на более простые и удобные – возможность приобретать все необходимое, в одном месте по выгодным ценам привлекала все большее число покупателей, в связи с чем супермаркеты стали излюбленным местом для шопинга. Тем не менее, с течением времени ожидания потребителей меняются, и, соответственно, меняется и сам рынок – специализированные магазины вновь набирают популярность.
Магазины, специализирующиеся на продаже тех или иных изделий, привлекают покупателей в первую очередь широким ассортиментом определенной продукции. В отличие от гипермаркетов, где можно купить товары различных категорий, здесь номенклатурный набор ограничен. Однако, 62% потребителей в мире и 47% опрошенных россиян утверждают, что именно в магазинах-специалистах они находят нужный им продукт.
Мнение о том, что в специализированных магазинах уровень обслуживания клиентов лучше, нежели в супермаркетах, разделяю 62% мировых и 49% российских потребителей, участвовавших в опросе. Более того, 65% опрошенных утверждают, что готовы заплатить больше и потратить больше времени на шопинг, посетив несколько магазинов-специалистов, а не закупаться в многолюдных гипермаркетах. В добавок ко всему большинство респондентов считают оформление и атмосферу в таких торговых точках гораздо привлекательнее – это мнение разделяют 58% глобальных и 53% респондентов из России.
По словам большого количества опрошенных (50% и 34% в мире и России соответственно), специализированные магазины предлагают товары более высоких ценовых категорий, однако упоминается о наличии выгодных акционных предложений и скидок (об этом говорят 56% глобальных респондентов и 50% опрошенных из России). Говоря о качестве предлагаемых товаров, 58% и 41% покупателей, участвовавших в опросе, утверждают, что оно гораздо выше у продукции, реализуемой в спецмагазинах.
Потребительская лояльность по словам 50% глобальных опрошенных и 39% российских респондентов проявляется ими по отношению именно к магазинам-специалистам. Также в опросе звучало мнение о том, что программы лояльности и бонусных вознаграждений здесь более интересны, чем в крупных универсальных магазинах.
В ходе опроса подавляющее большинство потребителей из России (90%) заявили, что в ближайшее время планируют поход в спецмагазины:
Привлечь большое число покупателей в спецмагазины – задача не из легких, так как далеко не все готовы пожертвовать своим драгоценным временем для шопинга, а подавляющее большинство покупателей предпочитают отовариваться в магазинах недалеко от дома или работы. Несмотря на это для отдельных категорий потребителей именно такой формат розничной торговли является наиболее приемлемым.
Именно по этой причине количество специализированных магазинов неизменно растет, в особенности это касается больших городов, а по мнению специалистов компании Nielsen эта тенденция сохранится в ближайшие годы.